ПРАКТИКИ. МЕМЫ В ОБУЧЕНИИ
![](https://vk.com/emoji/e/f09fa493.png)
![](https://vk.com/emoji/e/f09fa790.png)
Сегодня
ФГБУ ФИОКО решили немного разбавить ленту на первый взгляд развлекательной темой. Но такая ли она развлекательная?
Возможно, вы встречали в Интернет-пространстве картинки-мемы. Чаще всего мемы представляют собой шутки, которые оформлены с помощью визуального оформления и текста – ёмкой фразы, смысл которой воспринимается иначе с учетом контекста.
На самом деле, мем не всегда содержит только лишь шутку. Центральная идея использования мема – быстрая передача любой, даже сложной идеи. Такие картинки с текстами очень популярны, быстро распространяются, легко трансформируются. Поэтому потенциал мемов для обучения уже давно стал объектом изучения многих педагогов.
В каких целях преподаватели используют мемы?
⃣ Для привлечения внимания к теме. Можно подобрать/создать целую серию мемов по одной теме и предложить ученикам понять, что это за тема и что конкретно будет в ней изучаться.
⃣ Для облегчения запоминания фактов и выявления пробелов в знаниях. Ведь понять мем по какой-то теме может только тот, кто достаточно хорошо в ней ориентируется.
⃣ Для создания позитивной атмосферы в классе, на уроке.
⃣ В качестве задания ученикам. Создавать мемы можно как индивидуально, так и в группе. Это интересное задание для учащихся, при этом для создания мема требуется достаточно глубокое погружение в содержание, учет различных деталей и разных контекстов. Совсем непростая задача!
На примерах давайте рассмотрим использование технологии мемов на уроке истории.
Борис Годунов. Жанр "цитирования" знаменитого человека приобретает новый смысл. Читая "смутно помню", зритель догадывается о том, время было "смутное".
Чаепитие. Обыгрывает тему "Традиции разных народов мира", при этом последняя картинка выбивается из логического ряда. Общее среди трех картинок только название, причем последняя описывает не название процесса, а историческое событие. Такое столкновение контекстов и привлекает внимание зрителя.
Лжедмитрий. Сама по себе картина уже содержит целый каскад деталей-отсылок: и однозначно считываемый Кремль (именно московский, видим внизу Георгия, известный символ геральдики города), и нож в руке (отрицает теорию случайности произошедшего) как отсылка к версии гибели, считавшийся официальной при династии Романовых, и коронация ангелом — указание на причисление к лику святых. Наложенная тексом песня Матроскина дает подсказку: речь идет о ненастоящем Дмитрии.
Тема мемов в преподавательской практике вызывает интерес у исследователей. Этому посвящен ряд статей, с одной из которых мы предлагаем вам ознакомиться ниже. Речь пойдет об использовании мемов на уроках литературы и русского языка.
Использовали ли вы мемы в своей практике преподавания? Делитесь интересными находками в комментариях
![](https://vk.com/emoji/e/f09f9889.png)
Оставить сообщение: