Валюта | Дата | знач. | изм. | |
---|---|---|---|---|
▲ | USD | 26.09 | 96.15 | 0.1037 |
▼ | EUR | 26.09 | 102.25 | -0.0032 |
На выставке были представлены шали, платки, палантины и панно, выполненные в этом уникальном жанре. И зрители, отчасти уже избалованные многообразием продукции народно-художественных промыслов, появляющихся в последнее время, не могли не отдать должное таланту и оригинальности мастерицы, восхититься её работами.
Родилась Ольга в Городце (сейчас проживает в Семёнове), выучилась сначала на вышивальщицу, потом на художника. Всё это время она постигала азы портняжного искусства на городецкой строчевышивальной фабрике. Кроила и шила ночные сорочки, фартуки, ширпотреб, одним словом. А вот платки, предмет гардероба куда более сложный, изысканный даже, изготавливали не часто – к праздникам или конкурсам. Но даже в этих немногочисленных образцах продукция Ольги Калягиной выгодно отличалась от другой. Когда же мастерица решила освоить технику нижегородского золотного шитья, то свое-образие, собственный стиль вышивальщицы Калягиной стал виден уже невооружённым глазом.
Упадок народно-худо-жественных промыслов в середине 90-х годов прошлого века не мог не отразиться на работе некогда государственных предприятий: снизились заказы, превратилась в нищенскую зарплата. Но руки, «золотые» руки мастериц требовали работы – полезной, востребованной. Отправилась на вольные хлеба и Ольга Калягина.
Она чувствовала в себе силы, не останавливалась на достигнутом, упорно постигала разнообразие техники золотного шитья, добавляя в него выдумку, фантазию, которая шла оттуда, из корней народного художественного промысла, чем всегда славилась Россия. И признание пришло!
Участник многочисленных выставок как в стране, так и за рубежом, Ольга покоряла зрителей именно фантазийностью своих вышивок, и каждый платок, шаль или палантин несли на себе печать неповторимости. В 2010 году она была принята в члены Союза художников России, ведь художник – это не только тот, кто создаёт полотна или ваяет скульптуры, а ещё и тот, кто умеет производить красивые вещи.
Нижегородское золотное шитьё издревле славилось на Руси. Лысково, Арзамас и Городец были его центрами. Вышитая одежда – мужская или женская – всегда высоко ценилась. Её надевали на свадьбу, на праздники, она была символом достатка и даже роскоши. В дальнейшем, как мы знаем, промысел этот пережил годы упадка и забвения. Но настоящие мастера золотного шитья оставались на нижегородской земле всегда, ведь нельзя отрубить корни у векового дуба. Ольга Калягина считает себя продолжателем их дела.
Так чем же отличалось нижегородское золотное шитьё от того же шитья в других губерниях России, в частности, от северо-западных (Архангельская), центральных (Псковская, Торжок)? Отличалось существенно, считает Ольга. В нём всегда использовались элементы декорирования, такие как стразы, стеклярус, перламутр, жемчуг. Это и добавляло вышитым платкам, палантинам особый шик, подчёркивало благородство. Как раз эту грань хорошо видит художница Калягина, чётко следует раз и навсегда установленным канонам мастеров-нижегородцев.
Очень сложен этот процесс – золотная вышивка. Начинается он с простого рисунка на бумаге – на ней рождается будущий узор. Далее посредством различных манипуляций он переносится на ткань тонким контурным рисунком, по которому художница впоследствии и вышивает сюжет. На 50 процентов будущая работа является ручной, поэтому она столь затратна. Два, а то и три месяца уходит у Ольги на то, чтобы расшить платок или палантин. Хотя часто задаваемый ей вопрос «Как долго вы вышиваете одну работу?» всегда вызывает у неё усмешку. «Великий да Винчи так отвечал на тот же вопрос своих соплеменников: «Один день и всю жизнь!» - говорит Ольга Калягина.
В Заволжье Ольга Калягина выставлялась впервые, хотя на её счету уже 14 персональных выставок. Она вызвала неподдельный интерес у зрителей. Мастер удостоилась лестных отзывов как от своих коллег по ремеслу, которые приехали ради этого в наш город, так и от простых заволжан. Директор музея Ирина Ледяева, которая подарила Заволжью встречу с О.Ю. Калягиной, так выразила своё мнение (которое вполне можно считать и общим), обращаясь к гостье: «Ваши работы полны света, радости и хорошей сильной энергетики! Покуда готовила экспонаты, не раз ловила себя на мысли, что эта энергетика питает меня!» А что такое настоящий талант, как не впечатление, произведённое на зрителя или слушателя, – уходишь из зала и чувствуешь, что душа твоя только что соприкоснулась с Прекрасным.
Анатолий РИСИНЕЦ. Фото автора
Оставить сообщение: