Валюта | Дата | знач. | изм. | |
---|---|---|---|---|
▲ | USD | 26.09 | 96.15 | 0.1037 |
▼ | EUR | 26.09 | 102.25 | -0.0032 |
Давайте продолжим архитектурную экскурсию по нашему городу. На этот раз остановим наше внимание на самом красивом и величественном здании – Дворце культуры. Каждый раз, проходя мимо него, где-то в подсознании всегда возникает мысль: настоящий дворец или даже древнегреческий храм.
огласитесь, что для нашего молодого и небольшого города это здорово! И мысль эта возникает потому, что создан он по законам прекрасного.
Возведение крупного капитального здания Дома культуры началось ещё в 1949 г. Его проект был разработан в московском институте «Гидроэнергопроект» коллективом под руководством Н.П. Шеломова. В 1950г. строительство Дома культуры было временно приостановлено, средства для его продолжения удалось изыскать только в 1954 г. К строительству были привлечены лучшие бригады, и в начале ноября здание было сдано в эксплуатацию.
Напомню, что первоначально здесь не планировали строить город, а был разработан проект посёлка для обслуживающего персонала ГЭС и других гидротехнических сооружений, и рассчитан он был на 12 тыс. жителей. И вот для такого количества людей было решено построить ещё и величественный Дом культуры! Хотя в посёлке уже был сдан в эксплуатацию клуб-кино «Энергетик»(1952 г.) и на Финском посёлке уже было здание, предназначенное для проведения досуга, правда, оно было деревянным и носило временный характер. О чём это говорит? О заботе о людях!
Ведь совсем ещё недавно закончилась Великая Оте-чественная война, люди истосковались по красоте. Хотелось мирной и счастливой жизни. И архитекторы старались, а зданиям, в которых советский народ будет отдыхать и развивать свои творческие способности, придавали особое значение, т.к. проектировали не просто дома культуры, а возводили «проекты грядущего счастья».
стория архитектуры демонстрирует, что в определенные периоды архитекторы России не случайно обращаются к вечным ценностям классицизма.
Этот стиль в архитектуре России проявлялся дважды на протяжении последних двух столетий. Первый раз он возник после победы России над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года, и для него характерны «парадность и декоративность». (Здание такого стиля сохранилось в Нижнем Новгороде, это Дом А.Ф. Моренгейм-Белавиных (ул. Б. Покровская, 40, 20-е годы ХIХ в. )
Второй раз уже неоклассицизм заявил о себе в архитектуре советской России в 1950-е годы после победы в Великой Отечественной войне. Стилистика зданий и сооружений этого времени определялась духом и пафосом патриотизма победившего народа.
Наш Дворец культуры является одним из главных элементов застройки Первого посёлка города Заволжья, ярким образцом неоклассицизма 1950 годов. Градостроительное, композиционное и стилевое решение объекта связано единым архитектурным замыслом с ансамблем центральной площади В.И. Ленина. Двухэтажное, на высоком цоколе, здание вытянуто вдоль красной линии улицы. К прямоугольному в плане центральному объёму, фиксирующему своим торцом ось проспекта, примыкают продольные боковые крылья, также прямоугольные в плане. Центральный выступающий ризалит (выступающая часть фасада, обычно прямоугольная в плане) подчеркнут четырёхколонным портиком (композиция на фасаде здания, образованная в данном случае колоннами) с глухим треугольным фронтоном (завершение стены, ограниченное в основании карнизом). К портику ведёт широкая парадная лестница. Коринфские колонны и пилястры (гладкий прямоугольный выступ на стене, имеющие базу и капитель, т.е. венчающий элемент) опоясывают здание по периметру. А наличие коринфских колонн делает наш Дворец культуры похожим на древнегреческий храм. О происхождении таких колонн повествует легенда.
В Древней Греции в городе Коринфе жила молодая и прекрасная девушка. Она была обручена, и до свадьбы оставалось совсем немного времени. Но свадьбе не суждено было состояться. Девушка внезапно заболела. Вылечить её не удалось, и вскоре по улицам Коринфа вместо весёлого свадебного двигалось в полном молчании траурное похоронное шествие.
После похорон кормилица девушки собрала все драгоценности и безделушки покойной, сложила их в корзину, прикрыла крышкой и отнесла на могилу.
Пришла весна. Из земли пробились ростки аканфа (декоративное растение с широкими резными листьями). Сквозь плетёное дно они проникли в корзину. Но так как тяжёлая крышка не позволяла им расти вверх, тонкие завитки растения изгибались по сторонам.
Случайно в Некрополь (кладбище) зашёл известный скульптор Каллимах. Обрамлённая листьями корзина показалась ему такой прекрасной, что он перенёс это на капители колонн.
Так рассказывает легенда о происхождении коринфской колонны. Её капитель, действительно имеющая форму вазы, окруженной листьями аканфа, навсегда увековечила память о безвременно погибшей невесте.
Обращает на себя внимание и богатая лепнина в виде s-образных завитков растительного декора, лепной барельеф на фронтоне: лира, серп и молот на фоне раскрытой книги; по бокам находятся изображения горнов и дубовых ветвей с развевающимися лентами.
Величавые и нарядные, сурово простые и причудливо пышные здания создавались мастерами архитектуры – архитекторами и зодчими. Вид зданий менялся, как менялись вместе с эпохой вкусы и потребности людей. В разные времена возводились разные постройки, ведь многое меняется в этом мире. Но как же здорово, что живут традиции, которые связывают прекрасную древнюю архитектуру с современной. И именно поэтому тысячи лет спустя будут учиться у древних греков архитекторы всех времён и народов. И на улицах многих городов можно увидеть стройные силуэты греческих колонн.
Вот так советские архитекторы, отстраивая послевоенный посёлок, принесли в него величие и красоту, несравненную прелесть очертаний, так характерную для прекрасных древних сооружений.
Дворец культуры настоящее украшение нашего города! А его сотрудникам по-настоящему можно позавидовать, ведь если учесть, что большую часть времени мы проводим на работе, а точнее проживаем, то сотрудники ДК «живут» во Дворце!
А всем остальным можно пожелать любоваться прекрасным зданием и почаще посещать его, ибо его внутреннее содержание также прекрасно, как и внешнее.
И. Ледяева, заведующая музеем истории г. Заволжья
Оставить сообщение: