Валюта | Дата | знач. | изм. | |
---|---|---|---|---|
▲ | USD | 26.09 | 96.15 | 0.1037 |
▼ | EUR | 26.09 | 102.25 | -0.0032 |
Она бережно хранит все письма брата, которые писал он домой с далёкой дальневосточной границы, куда его призвали в 1939 году. Через два года он должен был возвратиться домой, но началась «война священная» и вместе с другими готовившимися к мобилизации солдатами их перебросили на Карельский фронт. Разведчик Н.Л. Костин был определён в 7-ю отдельную армию с непосредственным подчинением ставке ВГК, которая потом была выделена в Медвежьегорскую оперативную группу Карельского фронта. Спустя год разведчик Костин пропал без вести…
Письмо первое
«12 октября 1939 года.
Привет с Дальнего Востока! Добрый день или вечер, здравствуйте, дорогие родители, тятя и мама, Настя, Шура, Оля, Фотинья и брат Андрей. Шлю я вам всем по низкому поклону, а также свой чистосердечный красноармейский привет и желаю вам наилучших успехов в вашей жизни.
Дорогие родители! Большую даю вам благодарность за ваши письма, которые, все четыре получил в одну минуту 11 октября, как раз тогда, когда пришёл на обед в столовую. Получил такую радость, которую ждал несколько дней. Мне очень хотелось знать, как у вас идут дела и в родной деревне, и вот теперь узнал об этом.
Дорогие родители! Меня очень огорчает положение своей родительницы. Вы пишите, что мама ещё шибче потеряла саму себя, какая она была раньше. Что плачет всё время, вернее тоскует обо мне. Да, это положение никуда не годится, что она сейчас находится в таком состоянии и действительно сводит саму себя не знаю из-за чего. Если только она не бросит всё это, то действительно доведёт себя до нехорошего положения.
Дорогая родительница! Я обращаюсь к вам и прошу, послушайте, как своего родного сына. Бросьте всю эту вашу тоску, а то она вас действительно доведёт и самой будет плохо, и вашим детям. Я знаю прекрасно, что вы жалеете своего сына и думаете, что я не вернусь из армии и вы не увидите меня больше. Так вот, послушайте, я, во-первых, никуда не денусь и даже ничего не будет до самой смерти, во-вторых, наоборот вам надо гордиться перед своим деревенскими бабами, что вы, как родительница, воспитали своего сына, отдали в армию и он теперь отдаёт долг любимой и счастливой Родине, чтобы защищать её, в-третьих, надо приложить все силы и старания, насколько у вас их хватит, чтобы вырастить младшего сына Андрея, чтобы он вырос достойным человеком. Вот это будет самое лучшее, самое хорошее в нашей семье.
Вот, дорогая родительница, только о чём я хотел тебе написать. И ещё раз напоминанию бросить всю эту муть и приступить к своему семейному делу. Потом наказываю ещё вам, сёстры Настя и Шура, подчиняйтесь своим родителям во всех случаях, чего бы вас ни заставляли делать, не отказывайтесь, всецело помогайте им, ибо они являются как наши родительницы и надо любить их и уважать. А если только не будете это выполнять, не будете слушаться, то ясно, что ничего хорошего не получится и этим самым доведёте до плохого состояния свою мать, храните её, как свой собственный глаз…»
Письмо второе
«17 мая 1940 года
Привет с Дальнего Востока! Добрый день или вечер, здравствуйте многоуважаемые родители, а также многоуважаемые сёстры и брат Андрей! Шлю я вам дальневосточный красноармейский привет и жму вам всем крепко правую руку. Желаю вам наилучших успехов в жизни. 16 мая получил ваши письма, которые вы писали 8-го, 12-го и 24-го апреля, за что вас сердечно благодарю.
Когда я их читал, у меня на глазах наворачивались слёзы. Мне пишут отдельно в этих письмах мама, а также тятя. Мама, вы пишите, что мол, ты, сын, не расстраивайся обо мне. Да как тут не расстроишься, как вытерпеть, вы же являетесь моей кормилицей, вы меня воспитали, и вот теперь по призыву служу в рядах Красной армии. Дорогая родительница! Я вам писал раньше и теперь хочу вас попросить: бросьте вы всё это, бросьте жалеть меня и слёзы терять. Я отбуду годы службы и приеду домой вовремя, в 1941 году, так примерно в октябре или ноябре. Мама, вы думаете, что у меня по вам сердце не болит и не беспокоюсь по вам? Беспокоюсь, да так, что иногда места себе спокойного не нахожу. Я старался достать вам что-нибудь такого, чтобы вы могли одеться, но не тут-то было. Здесь даже метра ситца не достанешь, потому что в армии не дома, не свободный человек, не уйдёшь в магазин в любое время, чтобы очередь занять, а когда бывают увольнительные, то в выходные дни, когда и магазины-то не работают.
…Мои успехи хорошие, сейчас здесь весна. В выходной день около трёх часов дня пускают в увольнительную в город, так немного поразвлечёшься, сходишь на реку Амур, а вот купить особо нечего, кроме рыбы да морса, а так всё дорогое. В общем живу хорошо, не зная ни тоски, ни забот. 22 мая получу фотокарточки, пару раз снялся и вам их пришлю. На этом до свидания, напишите ответ. Ваш сын Г. Костин».
Письмо третье
«22 июля 1941 года
Дорогие родители!
Я это письмо написал вам и положил уже в почтовый ящик. Но спустя несколько времени мы услышали выступление народного комиссара товарища Молотова, да и вы, наверное, узнали сразу же, что эти наглые фашисты, германские заправилы во главе с Гитлером нарушили наши священные границы Советского Союза. Но на эту провокацию наша рабоче-крестьянская Красная армия и военно-морской флот и наша авиация даст сокрушительный отпор зазнавшемуся Гитлеру и поэтому я прошу вас всех держаться, быть спокойными, не волноваться, гордиться тем, что, если потребуется, и ваш сын в любое время выступит за дальневосточные границы против самураев вместе с бойцами рабоче-крестьянской Красной армии, и будем бить врага на любой территории, откуда бы он ни появился.
Мама, особенно прошу вас не волноваться и не плакать обо мне, а гордиться мною.
Враг будет разбит, победа будет за нами!»
(Орфография писем сохранена в авторском виде).
Семья Костиных занималась поисками пропавшего без вести сына Григория всё время после окончания Великой Отечественной войны, но безуспешно. Остались лишь сведения, полученные из архивов:
«Фамилия, имя, отчество – Костин Григорий Лавретьевич. Дата рождения – 1918г. Место рождения – Горьковская область, Городецкий район, Чучелихинский сельсовет, д. Виноградово. Дата и место призыва – 10. 1939, Городецкий РВК. Последнее место службы – ППС 130ч127. Воинское звание – рядовой. Причина выбытия – пропал без вести…»
На недавней демонстрации в честь Дня Победы, прошедшей на улицах нашего города, Ольга Лаврентьевна Костина несла в руках штандарт «Бессмертного полка» с указанием данных о своём пропавшем без вести брате Григории.
Анатолий Рисинец, фото автора
Оставить сообщение: