Рекламный баннер 990x90px top
ВалютаДатазнач.изм.
USD 25.09 96.04 0
EUR 25.09 102.25 0
Архив номеров

Век Константина Севенарда

16:20 26.02.2015

Каждому в этом мире отпущен свой срок. Константину Владимировичу Севенарду, главному инженеру строительства Горьковской ГЭС, было суждено лишь год не дожить до своего столетнего юбилея, а 20 марта 2015 года исполняется уже 110 лет со дня его рождения. И в его жизни – вся история прошлого века: от дворянского имения до работы в условиях «горячих точек» постсоветского пространства.

Зять императора?

В семейном архиве семьи Севенардов хранилась фотография, на которой мальчик лет шести стоит рядом с детской коляской. Снимок был сделан в дворянском имении в Старицком уезде Тверской губернии. Имя малыша на фото – Костя Севенард, потомок известной когда-то на Севере Франции династии маркизов, которые обосновались в России в XIX веке. В коляске его будущая супруга – Целина Кшесинская.

Не правда ли, знакомая фамилия? Матильда Кшесинская, великая русская балерина, фаворитка последнего русского императора, была родной тетей маленькой Целины. И как гласит семейная легенда – с которой, впрочем, согласны некоторые историки, – вполне возможно, на самом деле девочка была незаконной дочерью Николая Второго и Матильды. Вот что писал по этому поводу Валентин Бобров, член Санкт-Петербургского общества творческих музейных работников, заслуженный работник культуры РФ:

«Дача Матильды Кшесинской и императорский Константиновский дворец в Стрельне соседствовали и были разделены лишь небольшим каналом. В сентябре 1910 года император проживал в Константиновском дворце без семьи. Матильда Кшесинская всю осень 1910 года и зиму 1911 года в основном провела там, на даче в Стрельне, редко появляясь в столице. А весной и летом (до июля 1911 года) балерина вообще исчезает из поля зрения светского общества Санкт-Петербурга. В это время она жила в имении родственников своей подруги в Тверской губернии. Имение принадлежало дворянам Севенардам, именно тогда в первый раз пересеклись пути двух фамилий: Кшесинских и Севенардов.

Здесь же жил ее брат И.Ф. Кшесинский, незадолго до того покинувший должность преподавателя театрального училища, со своей молодой женой. Они провели в имении Севенардов все лето и осень 1911 года и возвратились в Санкт-Петербург лишь в ноябре с девочкой Целиной. Рожденный в июне ребенок записывается не за Матильдой, а за молодой женой ее брата и получает фамилию брата: Кшесинская. На случайно на найденных уникальных пленках 1914 года сохранились кадры, где маленькой трехлетней девочке Целине адъютантом Николая II оказываются в соответствии со строгим этикетом того времени царские почести. В 1920 году балерина покинула Россию, оставив Целину с братом. Целина (внешне – вылитая Матильда Кшесинская) осталась в России. В 60-х годах, после преждевременной смерти Целины Матильда писала из Парижа Юрию Севенарду, ее сыну, желая рассказать ему о «важной тайне», но эта встреча в то время не могла состояться».

Напомним, это только версия, но даже родства с менее именитыми дворянами после революции хватало для приговора целым семьям. Целину и Константина сия чаша миновала. Помогла и известность заслуженного артиста Иосифа Кшесинского, и инженерный талант Константина, и скорый отъезд молодой семьи на Алтай, где Севенарду предложили воплотить в жизнь дипломный проект по строительству высокогорной ГЭС.

Война и мир

Мирный труд прервала война. Для гениального инженера о фронте даже речь идти не могла. Строительство оборонных заводов, оплота победы, было первой задачей, именно это и стало «передовой» Константина Севенарда. О его неоценимом вкладе в создание оборонного комплекса страны писал в своих мемуарах Гинзбург, нарком по тяжелому машиностроению при Сталине, – невиданное по тем временам признание.

Победа вернула все на свои места. Севенарды, уже вчетвером, с дочерью Лидой и сыном Юрием едут на Рыбинскую ГЭС, а потом, в 1948-м – на Горьковскую ГЭС. Более 10 лет продлился этот этап в жизни семьи Константина Севенарда. Многое случилось за это время. Само строительство ГЭС – титанический труд, огромная ответственность. Константин Владимирович всегда лично контролировал самые сложные участки. По воспоминаниям тех, кто возводил станцию, с утра он сразу ехал не в управление, а на объект. Даже дома был отдельный кабинет, где стоял телефон прямой связи со стройкой, который и ночью не умолкал. Если что срочное, Севенард сразу вызывал машину – и на работу. И что еще помнят все – его удивительно теплое и уважительное отношение к людям. Неважно, кто перед ним: инженер, бригадир, простой монтажник – выслушает, примет во внимание, поможет.

Сам сторонник здорового образа жизни, Константин Владимирович старался привлечь к нему и коллектив. Именно по его инициативе создавались футбольные команды подразделений, секции по водным видам спорта, проходили первые спартакиады. Строительство стадиона в городе, который рос вместе со станцией, многие тоже считают заслугой Севенарда. Здесь каждое воскресенье собиралось огромное количество желающих посмотреть на футбольные баталии, поболеть за своих.

Привлекал он к спорту и своих детей. Самому младшему, Федору – а он появился на свет уже в Заволжье – запомнились лыжные воскресные прогулки с отцом: «Пока мы шли с мамой, не торопясь, отец заходил вперед, в лес и развешивал конфеты прямо на деревьях. Представляете, сколько у меня было восторга!» Все трое детей Константина Владимировича – Лидия, Юрий и Федор, – вспоминают о нем с большой теплотой. «Был строгим, но справедливым, – говорит Лидия Константиновна, и тут же поправляется, – строгим во всем, что касалось нашей учебы, каких-то принципиальных вопросов. Очень отзывчивый был человек, добрый и понимающий, мы всегда очень гордились отцом». А вот насчет справедливости есть такая история – на бытовом уровне, но очень показательная. «Я был совсем маленький, года три, но помню, что отец с друзьями брали меня на рыбалку, – рассказывает Федор Константинович. – Рыбы тогда в наших краях водилось много, и улов был хороший. Так вот, наловят карасей, щуки попадались, судак, – и начинают делить улов. Разложат рыбу на равные кучки, повернут меня спиной и спрашивают, кому достанется. Для меня это был наглядный урок».

Целина Иосифовна Севенард, в прошлом, как и знаменитая Матильда Кшесинская, – балерина, занималась в Заволжье культурно-массовой работой. Пока не построили Дом культуры, проводила новогодние праздники для детей работников в своем доме, благо был он достаточно просторным. Сама собирала для них подарки – шила мешочки из яркой ткани, готовила конкурсы. И это при том, что на ней была забота о доме, о троих детях. И наверняка уже тогда Целине Иосифовне приходилось превозмогать первые признаки неизлечимой болезни, которая и разлучила ее с близкими весной 1959 года. Младшему сыну Федору тогда было 8 лет…

Именно в пятьдесят девятом Константин Владимирович с сыновьями уезжает на строительство Красноярской ГЭС. Кстати, Юрий направляется туда уже в качестве специалиста, после окончания вуза. А вот Лидия, самая старшая, выходит замуж и остается в Нижнем Новгороде, тогда Горьком, где живет и по сей день.

А потом был целый каскад ГЭС в Средней Азии. В Таджикистане, который стал, пожалуй, самой значительной вехой в биографии энергетика Севенарда, трудилось уже семейное трио – отец и два сына.

Оксана Бачина. Фотографии из семейного архива Ф.К. Севенарда

Семья Севенардов: слева направо - дочь Лида, Целина Иосифовна и Константин Владимирович, сын Юрий.

3329

Оставить сообщение:

ВсеОбъявления
Рекламный баннер 300x250px rightblock
Рекламный баннер 990x90px bottom